В качестве причин представителями Министерства называются такие обстоятельства: привязка цен на топливо к курсу рубля, нежелание представителей бизнеса снижать расценки и использование демпферного механизма.
Как сообщают в Минэнергетики, бензин дорожает темпами, которые практически соответствуют уровню инфляции. Его стоимость привязана к курсу отечественной валюты, поэтому, когда дешевеет нефть, необязательно то же происходит и с бензином.
Раньше при подорожании нефти рубль, как правило, укреплялся, а при снижении цен ослаблялся. В связи с этим колебания расценок на уровне мирового рынка не приводили к значительным изменениям цены в рублях. Но мартовское подорожание нефти не привело к укреплению национальной валюты.
Представители бизнеса без особого энтузиазма снижают расценки на свои товары, в том числе на топливо. Кроме того, как отмечают представители профильного Министерства, несмотря на значительные колебания цен на нефть, с бензином не происходит аналогичных скачков, и он с января подорожал всего на 2%. Другими словами, уровень повышения стоимости бензина практически соответствует инфляции.
Демпферный механизм введен в России в 2018 году с целью компенсации разницы цен на топливо. При подорожании нефти компании, занятые ее добычей, получают грандиозные доходы. В результате повышаются и суммы налоговых платежей: налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины.
Тарифы на российских заправках традиционно повышаются интенсивнее, чем снижаются. Когда нефть дорожала, как правило, повышалась и цена на бензин, но когда нефть становилась дешевле, топливо теряло в цене не настолько интенсивно. Демпферный механизм был введен для того, чтобы замедлить повышение розничной стоимости бензина и свести его к инфляционному показателю путем компенсации разницы между ценой на внутреннем российском рынке и альтернативной ценой, по которой топливо экспортируется. Такой подход уже продемонстрировал свою эффективность, и для ее сохранения в мае меняются условия использования компенсационного механизма.